История района

Партизанский район г. Минска был образован Указом Президиума Верховного Совета БССР от 8 апреля 1977 года.

Расположенный в восточной части города Партизанский район г.Минска включает в себя ряд микрорайонов, бывших либо ранее минскими окраинами, либо вовсе деревнями за чертой Минска.

Дражня

Нынешняя Дражня, представляющая собой частный сектор, многоэтажные жилые дома, промышленные предприятия и учебные заведения, получила свое название от одноименной деревни.

В 1917 году в этом населенном пункте Сеницкой волости Минского уезда насчитывалось 18 дворов и 102 жителя. В 1–2 километрах от деревни располагалась корчма Дражня Ванькевича, урочище Дражня Бобкевича и хутор Дражня. С 1934 года Дражня входила в состав Минского района (Слепянский сельсовет). В городскую черту была включена в 1959-м, «прописавшись» в Заводском районе. И только в 1977-м, когда административное деление Минска претерпело очередные изменения, бывшая деревня стала относиться к Партизанскому району.

Долгое время Дражня у минчан ассоциировалась в первую очередь с Минским пивзаводом № 2 (ныне ОАО «Криница»), первый камень в основание которого был заложен в 1973 году. Со временем окрестности бывшей деревни стали промышленным районом, а от населенного пункта, давшего имя многочисленным городским кварталам, остался небольшой отрезок улицы. Дело в том, что улица Дражня еще в 1970-х была частично снесена в связи со строительством комплекса предприятий пищевой промышленности.

 

А в будущем, согласно плану освоения территорий жилой усадебной застройки г. Минска, улица Дражня, а также «спрятавшиеся» за общежитиями по улице Солтыса улицы Таежная и Ключевая тоже исчезнут с карты Минска в том виде, в котором мы их сегодня знаем. На их месте появятся многоэтажные дома.

Степянка

Микрорайон Степянка находится в черте города, на самой его окраине. До 1987 года это была одноименная деревня в 9 километрах от железнодорожной станции Минск-Пассажирский, со станцией на линии Минск – Орша, в Зеленолугском сельсовете Минского района.

Главной улицей Степянки после Великой Отечественной войны была железная дорога: именно ей принадлежало большинство складов, в которые сгружались цемент и доски, арматура и гвозди, жесть и кирпич для новостроек разрушенного войной Минска. И только станция и называлась Степянка, а поселок первое время носил имя Липки. Рядом располагались воинские части и аэродром с «положенными по рангу» складами, ангарами, казармами и Домом офицеров. В последнем, кстати, работали кружки художественной самодеятельности, в том числе и хоровой, руководил которым будущий народный артист Беларуси Геннадий Цитович.

Со временем главной транспортной артерией Степянки стала улица Геологическая, расположенная параллельно железнодорожному полотну. Названа она была так из-за того, что выходила к зданию гидрогеологической экспедиции, в 1960-х годах организовывавшей, формировавшей и отправлявшей в поле геологические бригады. В самой высокой точке Степянки расположена средняя школа № 182, история которой, согласно летописи этого учебного заведения, началась 1 сентября 1945 года.

Именно со Степянкой сегодня связаны серьезные строительные планы в Партизанском районе.

 

Благодаря появлению многоэтажных зданий жилого и культурно-бытового назначения, совершенствованию инфраструктуры, в том числе и транспортной, бывший поселок должен стать одним из красивейших мест города. Этому не в последнюю очередь способствует окружающий микрорайон лесной массив.

В Степянке установлен памятник-самолёту Су-7 БМ – советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ имени Сухого. Сейчас таких самолетов нет на вооружении белорусской армии. Такой же номер в свое время носил истребитель Су-27, на котором погиб Владимир Карват, в честь которого названа улица в микрорайоне и создан виртуальный музей в СШ № 182. Это место является площадкой для проведения районных мероприятий.

 

Слепянка

Слепянка полвека назад представляла собой пригород Минска, названный так по имени протекающей здесь реки Слепня, а также деревни Слепянка, упоминавшейся в документах еще в XVI веке. На западе Слепянка граничила с предместьем Долгий Брод (ныне район трамвайного парка на углу улиц Ботанической и Козлова), названного так от брода на реке.

Стоит заметить, что на территории Партизанского района ранее было две Слепянки — Большая (с одноименным фольварком) и Малая. Первая располагалась на месте нынешней малоэтажной застройки между улицами Франциска Скорины и Парниковой, а вторая — там, где сегодня расположен частный сектор по улицам Аннаева, Бумажкова, Авангардной и т.д.

В акте Виленской археографической комиссией написано: «…за Слепнею по гостинцу, который к городу идет». Территория деревень с начала XIX века принадлежала известному белорусскому шляхетскому роду Ваньковичей, тогда же у фольварка Большая Слепянка была выстроена загородная усадьба, сохранившаяся до сих пор. В начале 30-х годов XX века деревня Большая Слепянка была преобразована в колхоз «Большевик», Малая Слепянка — в колхоз имени Дзержинского и свиноводческий совхоз имени Червякова. Кроме того, существовавшее еще до революции парниковое хозяйство близ деревни Большая Слепянка было превращено в овощеводческий совхоз имени Буденного, рядом же, в пойме реки, находилась опытная картофельная станция. В усадьбе Ваньковичей располагалась школа младшего офицерского состава НКВД БССР. В прилегающем лесном массиве находились дом отдыха Совнаркома БССР, а также дача наркома внутренних дел БССР Цанавы.

В состав города территория между железной дорогой и деревней Малая Слепянка была включена в 1949 году как поселок индивидуальной жилой застройки работников Минского тракторного завода. Сама Малая Слепянка — в 1959-м, Большая Слепянка — после 1980-го.

В настоящее время название Слепянка относится только к району бывшей деревни Малая Слепянка, заводскому поселку и прилегающим территориям. Ориентир — улицы Уральская, Менделеева, Аннаева, Столетова, Филимонова, Багратиона, Запорожская, Передовая. Даже тем, кто не очень хорошо знаком с Минском, известно, что именно в Слепянке находится конечный пункт автобусов №№ 19 и 84.

Слепня

Как уже говорилось выше, это — речка, левый приток Свислочи. Второе название — Слепянка.
Как река, так и поселения, производные от этого топонима, упоминаются в документах с XVI века.
Водная артерия берет начало на северо-восточной окраине Минска, за кольцевой автодорогой, где сегодня находится парковая зона микрорайона Уручье. Впадает в Чижовское водохранилище.
Впрочем, подобное описание речки, можно сказать, уже в прошлом, поскольку с 1979 года началось переустройство Слепни в связи с ее включением в Слепянскую водную систему. Это было необходимо в связи с усовершенствованием технического водоснабжения промышленных предприятий Минска и созданием благоустроенной водной зоны в восточной части города. Общая протяженность
Слепянской водной системы составляет 26 километров, площадь водного зеркала — 1,4 квадратных километра. Ниже микрорайона Зеленый Луг канал проходит по долине Слепни, как раз по территории Партизанского района. На протяжении Слепянской водной системы создано свыше десятка декоративных каскадов, прудов и других водоемов площадью от 0,2 до 8,4 гектара.
Одни из самых живописных искусственных мини-водохранилищ расположены именно в Партизанском районе — вдоль улицы Филимонова и в районе улицы Столетова.

Тракторозаводской поселок

Жилой поселок Минского тракторного завода появился на карте города в конце 1940-х. Его строительство началось одновременно со строительством самого завода-гиганта. На стройке работали приезжие из белорусской провинции и советские заключенные. А в помощь им были направлены под бдительным конвоем отряды военнопленных немецких солдат.

 

Уже в конце 1940-х многие рабочие МТЗ получили ключи от нового жилья. Многочисленные пилястры (рельефы в виде колонн), «греческие» рельефные вазы, лавровые венки, башенки со шпилями и стилизованными бойницами, лоджии, кованые украшения и цветники под окнами — все это создавало непринужденную атмосферу приятности и уюта.

 

Вот что в 1950 году писал в своей книге «Минск» известный архитектор Михаил Осмоловский: «В этом районе завершается комплексное строительство и благоустройство 12 кварталов жилых домов со школами, детскими учреждениями, магазинами, гостиницей, поликлиникой и всеми видами коммунального обслуживания населения. В некоторых домах используется имитация бруса. Деревянные панели, имитирующие профилированный брус, поддерживают комфортную температуру и влажность в помещении, обеспечивают высокий уровень звукоизоляции.

На главной кольцевой магистрали и на полосе, примыкающей к Западной железной дороге, расположены четырехэтажные жилые дома, а по межквартальным улицам — двух- и трехэтажные».

Поселок тракторостроителей ценен еще и тем, что автором ряда идей и проектов домов являлся выдающийся архитектор Борис Розенфельд, который, помимо жилого поселка МТЗ, в частности, выполнил большой объем работ по архитектурному оформлению внешнего вида проспекта Сталина (нынешнего проспекта Независимости). Как известно, послевоенная застройка главной транспортной артерии Минска вошла в список памятников архитектуры. Надо полагать, что и поселок МТЗ достоин подобной судьбы.

Район улиц Захарова – Пулихова

 

Современная улица Захарова берет свое начало в самом центре столицы — от площади Победы.

А ведь сто лет назад здесь была практически окраина города — с деревянными домиками, утопающими в зелени садов. И — с множеством продовольственных складов. Из-за этого улица (от современной улицы Румянцева до железнодорожного полотна) была названа Провиантской.

Восточная же часть нынешней улицы Захарова в районе современной площади Победы именовалась уже Сторожевской, а позже — Сторожевским тупиком. Во время Великой Отечественной войны уцелела от разрушений восточная часть Провиантской. В мае 1947 года Постановлением Совмина БССР улица была переименована в честь государственного деятеля БССР , заместителя председателя СНК республики (1938–1941) Ивана Захарова. В 1950-х годах бывшая Провиантская была расширена, началась ее новая застройка.

Район нынешней улицы Пулихова раньше назывался Архиерейской Слободой и был расположен к юго-западу от Комаровки и Золотой Горки. К западу от Архиерейской Слободы находилась Ляховка — обширное предместье дореволюционного Минска. В 1923 году улица вдоль Свислочи получила свое нынешнее название в честь революционера Ивана Пулихова, неудачно покушавшегося в 1906 году на жизнь губернатора Курлова и поплатившегося за это жизнью. В годы Великой Отечественной войны в районе данной улицы действовала подпольная партийная группа, находилась одна их конспиративных квартир подпольщиков. До реконструкции, начатой в 1950-е годы, преобладала малоэтажная деревянная застройка усадебного типа. А в 1960–1970-х годах на Пулихова началось активное жилищное строительство, квартиры здесь получило множество представителей государственной элиты. За это данный район в народе прозвали «районом пыжиковых шапок». И сегодня, в XXI веке, район улиц Захарова и Пулихова считается одним из самых престижных в городе.

Площадь Победы

До 1958 года называлась Круглой. А ее облик начал формироваться еще в 1939 году, когда было начато строительство двух дугообразных домов по проекту архитектора Р. Столера. Во время войны здания были частично разрушены, а в 1947-м восстановлены под руководством автора, специально для этого приехавшего в Минск. В 1954 году на площади состоялось торжественное открытие монумента Победы — 38-метрового обелиска, поставленного в память воинов и партизан, павших в боях с фашистами.

До этого на площади находился символический камень, огороженный висячими цепями на 4 столбиках. Правда, изначально монумент, согласно официально утвержденным условиям конкурса, объявленного в 1946 году, планировали воздвигнуть «на Главной площади центрального ансамбля города», вокруг которой «будут размещены здания Верховного Совета БССР, Совета Министров БССР, обкома КП(б)Б, облисполкома и здание Музея». То есть на Центральной (Октябрьской) площади. На четырех гранях постамента памятника расположены бронзовые тематические горельефы: «9 мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Белоруссии», «Слава павшим героям». Четыре бронзовых венка вокруг обелиска символизируют четыре фронта, бойцы которых участвовали в освобождении нашей республики от немецко-фашистских захватчиков. Гранит на облицовку был привезен из-под Днепропетровска и Житомира, мозаику для ордена Победы прислали из Академии художеств Ленинграда, резьбу по граниту выполнили украинские каменотесы, бронзовые горельефы, меч и венки отливали ленинградские умельцы завода «Монументскульптура». В день семнадцатой годовщины со дня освобождения Минска, 3 июля 1961 года, у монумента Победы был зажжен Вечный огонь. В 1984-м, в связи с вводом в действие Минского метрополитена, площадь перепланировали. Из круглой она стала Площадь Победы (Круглая площадь) овальной, рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибшим героям. В центре зала — венок, выполненный из художественного стекла с подсветкой изнутри. На стене зала закреплены бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Беларуси и других республик, которые участвовали в освобождении белорусской земли и за свои подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.

Улицы хранят историческую память

Названия многих улиц Партизанского района несут в себе эхо исторических событий, напоминают о ярких исторических личностях и являются свидетелями преобразования Минска и его пригородов в городской район с мощным промышленным потенциалом и высокоразвитой инфраструктурой.
За последние десятилетия некоторые улицы были переименованы, но если мы говорим об истории, то не лишним будет вспомнить как нынешние, так и прежние названия.
Улица Азгура до 1998 года именовалась Тракторной (до революции — Старо-Загородней).
Улица Аннаева до 1976 года была Коллективной, еще ранее — улицей Победы.
Улица Багратиона до 1950 года называлась Северной.
Улица Бумажкова в 1950-м появилась после переименования улицы Заслонова.
Улица Бядули Змитрока до 1950 года именовалась Галантерейной, ранее — Марковской.
Улица Ванеева стала называться именно так с 1966 года: прежнее название — Стадионный переулок.
Улица Геологическая в 1988 году переименована из Путейской, еще ранее она представляла собой части Западной и Восточной улиц.
Улица Грицевца до 1955 года именовалась Заводским кольцом.
Улица Долгобродская в 1967-м была переименована в ул. Козлова, а затем, в 1987-м, частично вернула прежнее название.
Улица Захарова до 1947 года именовалась Сторожовской, еще ранее — Провиантской.
Улица Клумова до 1964 года была Клубной, переулок Клумова до 1968-го — Клубным переулком.
Переулок Козлова появился в 1968 году после переименования 2-го Долгобродского переулка.
Улица Менделеева до 1952 года называлась Аллейной.
Улица Платонова в 1968 году получила нынешнее название после переименования улицы Высокой.
Улица Румянцева до 1988 года именовалась Омским переулком, еще ранее — 1-м Госпитальным переулком.
Улица Солтыса до 1976 года была Ключевой (частично это название сохранилось в микрорайоне Дражня).
Переулок Стахановский до 1977 года именовался Банным.
Переулком Степянским в 1988 году было решено назвать Северный переулок.
Улица Степянская до 1988-го была частью Западной улицы, еще ранее — улицей Северной.
Переулок Товарищеский до 1950 года был переулком Зеленым.
Улица Уральская в 1950 году была переименована из Октябрьской улицы.
Улица Фрунзе до Октябрьской революции была Госпитальной.
Улицу Чеботарева до 1976 года называли Промышленной.
Улица Яблоневая в 1988 году появилась на месте Зеленой.
Улица Ясная до 1988-го была Октябрьской, но в поселке Степянка.
Разумеется, это не все изменения на карте Партизанского района, произошедшие за последние десятилетия. Скажем, до 1953 года на месте одной из нынешних аллей парка Горького существовала Конюшенная улица, которая шла параллельно улице Фрунзе. Зато некоторые названия являются «долгожителями». Среди них — улицы Соломенная, Слесарная, Нагорная, Антоновская, Андреевская, Марьевская, Ивановская, Смоленская, Берестянская и другие.